Frumpy - "All Will Be Changed" (1970) This excellent early 70's band from Germany is a wet dream for anyone who can't get enough of that classic Hammond-organ sound. The organ playing of their French keyboard-player Jean-Jacques Kravetz is just soooo good! This guy smokes! But there was definitively more to Frumpy than just that. They incorporated elements of soul, jazz, blues, hard rock and classical music into their progressive rock, and overall they had a style of their own. Very fresh and energetic played organ-driven progressive rock was their trademark. Their female vocalist Inga Rumpf had a quite weird voice, sounding more like a man than a woman! The two longest and most progressive tracks on the album, "Rosalie" and "Floating", featured both a long instrumental section in the middle where Kravetz' awesome organ playing came to the fore. His playing varies from rocking to jazzy to classical and is always very engaging, energetic and inspired. The rest of the album consists of three shorter tracks of very good, organ-driven, early 70's rock at its very best. A great debut-album and essential for any Hammond-lover!
Frumpy [Germany]
All Will Be Changed (70), Frumpy 2 (71), By The Way (72), Now! (90)
I heard the two tracks they did at the Hamburg '70 festival, both from their debut, All Will Be Changed. Fronted by ex-City Preachers/I.D. Company female vocalist Inga Rumpf, whose voice is creepily androgynous. The reason to listen, however, is for Belgian keyboardist Jean-Jacques Kravetz, whose wild, reckless organ playing rivals Keith Emerson's. -- Mike Ohman
Founded by drummer Carsten Bohn, singer Inga Rumpf, keyboarder Jean-Jacques Kravetz and guitarist Karl-Heinz Schott. In 1970, Frumpy started a succesful tour in France. The Same year they went on a 50 concert tour Spooky Tooth, and played with Yes, Humble Pie and Renaissance. All Will Be Changed appeared in 1970. It's a 40 minute Hammond Organ orgy in the style of Quatermass' Gemini or the wildest Keith Emerson. Frumpy 2 came wrapped in a round plastic bag. Rainer Baumann (guitar) joined. Their best work, with tracks no shorter than 10 minutes, an excellent guitar-organ masterpiece. Frumpy topped the "Musik Express" poll as the most popular German rock group of the year and the newspaper FAZ voted singer Inga Rumpf to be "the country's biggest individual talent," but a tour in England with Mott The Hoople failed to attract popularity. Musical differences with keyboardist Jean-Jacques Kravetz caused him to leave Frumpy, in spring 1972, to record a solo LP. But he returned for the recording sessions of Frumpy's third LP By the Way. Frumpy disbanded after a farewell concert on June 26, 1972. Inga Rumpf, Jean-Jacques Kravetz and Karl-Heiz Schott formed Atlantis. The year 1990 saw a Frumpy reunion and a new LP Now!. -- Andras Sumegi
FRUMPY
Корни этой, погревшейся в лучах коммерческой славы еще при жизни (хотя и короткой) группы, находятся в древнем ганзейском городе Гамбурге, который, видимо в силу еще исторических и торговых традиций, был очень сильно связан с Британией. Не потому ли многие британские команды так любили выступать в местных клубах? К концу 60-х годов, то есть к моменту зарождения западно-германского прогрессивного рока, подавляющее большинство гамбургских групп (BLACKWATER PARK, VIRUS, WEED, ZARATHUSTRA) находилось под большим влиянием англо-американского рока. Не миновала этого и новорожденная группа FRUMPY.
Но начнем с самого начала. В бывшем вольном, а ныне достопочтенном Гамбурге, под управлением ирландца О'Брайн-Докэра (O'BRIAN-DOCKER) музицировала группа THE CITY PREACHERS, состоящая почти из дюжины музыкантов. Четыре года играли они довольно приятную смесь англоязычного фолка, пока в 1969 году не задули над той частью Германии, которая ранее называлась ФРГ, тяжелые ветры прогрессивных перемен. Первым из <проповедников> (а именно так звучит перевод названия THE CITY PREACHERS - <Городские проповедники>), державших нос по ветру, стал барабанщик Карстен Бонн (CARSTEN BOHN). Ударив кулаком по барабану, он решил: хватит слащавых пейзанских песенок, пора творить собственную нетленную продукцию. Осенью 1969 года он покидает THE CITY PREACHERS и уговаривает еще троих музыкантов сделать то же самое. Пока он осуществлял идею создания собственной группы, две вокалистки из состава THE CITY PREACHERS - Инга Румпф (INGA RUMPF) и Дагмар Краузе (DAGMAR KRAUSE) (ставшая позже известной, но на ниве альтернативного рока) успели поучаствовать в разовом проекте под названием ID COMPANY и даже записать раритетный ныне альбом с идентичным названием.
К ноябрю 1969 года состав новоиспеченной группы под названием FRUMPY выглядел так: Карстен Бонн - барабаны, Карл-Хайнц Шотт (KARL-HEINZ SCHOTT) - басс, Жан-Жак Краветц (JEAN-JACQUES KRAVETZ) - клавишные, а через несколько недель в состав влилась Инга Румпф - вокал. Зима прошла в сплошных репетициях и весной 1970 года настала пора вынести свои музыкальные соображения на суд публики. Для начала музыканты решили подстраховаться на случай провала и выступать подальше от Гамбурга, а именно на родине органиста Краветца - во Франции. Обкатка программы проходит успешно: публика довольна, критика благосклонна. Теперь настала очередь местной германской молодежи вкусить плодов от FRUMPY: они выступают на локальном фестивале в гамбургском ERNST MERCK-HALLE в конце марта; пресса выделяет игру органиста Краветца и, особенно, мощь вокала Инги Румпф и клеит на нее ярлык - <Первая Леди Рока>. На возрастающей волне успеха был заключен контракт на проведение пятидесяти концертов по всей Германии вместе с британской хард-роковой группой SPOOKY TOOTH, которая, естественно, была хэдлайнером. Впоследствии группа FRUMPY гастролировала со многими столпами британского рока, посещавшими Германию: HUMBLE PIE, RENAISSANCE, YES. В результате, к концу лета 1970 года был подготовлен и обкатан материал для первого альбома, который не заставил себя долго ждать, и уже осенью первые экземпляры
под ярлыком знаменитой фирмы VERTIGO появились в продаже.
Альбом стал образцом западно-германского прогрессивного рока той поры, хотя был и не совсем ровным по содержанию. Фактически на нем записано пять треков. Три короткие, но довольно любопытные трехминутные композиции: LIFE WITHOUT PAIN и MORNING, выходившие также в формате сингла, и кавер-версия песни Ричи Хейвенса (RICHIE HAVENS) - INDIAN ROPE MAN, неоднократно исполнявшаяся до этого другими музыкантами. Две другие - долгоиграющие (14 и 16 минут) сюиты из трех плавно перетекающих одна в другую частей. По музыке альбом представляет из себя уникальную, причудливую и незнакомую до этого германским группам смесь рока, блюза, джаза, соул с привкусом классической европейской музыки. Базовый инструмент саунда - Хэммонд-орган с отличительно теплым тембром. Хотя надо отдать должное выразительному басу и изощренному барабанному соло, но именно яркие и продолжительные органные пассажи были новаторскими для германской рок-сцены того периода. Ко всему прочему, альбом был записан без ведущей гитары, что было явлением крайне редким в те стародавние времена, а на германском рок-музыкальном рынке это, пожалуй, было сделано впервые, за исключением нескольких альбомов электронщиков-минималистов. И, конечно же, венцом коллективного творения является мощный и глубокий женский вокал, который как бы возвышается над музыкой и с одинаковой чувственностью исполняет черный американский соул, рок-баллады, психоделические выверты и приджазованные номера. Оформление альбома было довольно оригинальным: снаружи, на фронтальной и тыльной сторонах обложки, изображен ползущий разноцветный хамелеон, на коже которого проступает изображение земных материков и океанов, а при извлечении пластинки из конверта появлялось изображение группы. Непосредственно сам винил был полупрозрачным и на нем дублировалось изображение хамелеона с внешнего разворота.
Ветры перемен крепчали и стоять на месте было нельзя. Надо было двигаться: дальше, глубже, выше, в конце концов куда угодно, но двигаться (ибо конкуренты уже дышали в затылок), а альтернативы нет - иначе творческий застой и финансовое прозябание. Только суперзвезды могут позволить себе самопародию. И наши герои ковали железо пока оно было горячо, в том смысле, что выдавали прогрессив, пока на него был огромный спрос.
В 1971 году, подготовив материал для второго альбома, FRUMPY решили усилить состав и расширить музыкальную палитру с помощью нового (пятого) члена группы - гитариста Райнера Бауманна (RAINER BAUMANN). Альбом под очень простым названием - <2> имел эффектное оформление: конверт был круглым с шестью разворотами (с пятью фотопортретами) и вкладывался в круглый пластиковый пакет. Сама пластинка была многоцветной. Фирма - та же (VERTIGO), продюсер тот же (Райнер Голтерманн), а вот музыка была уже иной. Четыре тяжелые продолжительные сюиты (авторский тандем RUMPF / KRAVETZ) обнаруживают более продуманный и отточенный прогрессивный рок с часто меняющимися ритмическим рисунком и темпом, хотя с теми же классическими обертонами, а гитарные партии вплетены в живую музыкальную ткань альбома. Если на первых двух треках - GOOD WINDS, с красивой романтично-сказочной лирикой, и HOW THE GIPSY WAS BORN - тон, как и прежде, задает Хэммонд-орган, а гитарист лишь дополняет легкими мазками картину музыкальной композиции, то на двух следующих, кстати, с интересными философскими текстами - TAKE CARE OF ILLUSIONS и, особенно, DUTY - Райнер Бауманн своими развернутыми инструментальными пассажами вносит существенный вклад в строительство нового, более мощного и плотного саунда FRUMPY.
Альбом получился ровным и монолитным. Музыкальные критики наперебой доказывали: германский прогрессивный рок ничуть не уступает международным стандартам. Журнал MUSIC EXPRESS объявляет FRUMPY популярнейшей германской рок-группой, а вокалистка Инга Румпф, согласно музыкальной газете FAZ, побеждает в номинации <самый большой талант страны>. В Западной Германии они на пике популярности. Возможно, музыкантам показалось, что еще чуть-чуть и под их мощным напором не устоят британские масс-медиа.
В сентябре 1971 года, форсировав Ла-Манш, FRUMPY гастролируют в Великобритании с местной глэм-роковой командой MOTT THE HOOPLE. Но то ли музыка у групп была слишком разной, то ли музыкальные пристрастия у англичан другие? А, возможно, они изначально свысока смотрели на любые германские команды? Короче говоря - не поняли их в Соединенном Королевстве. И хотя в своей стране FRUMPY были фаворитами, мечты о международной славе пришлось притормозить. И как часто бывает в подобных ситуациях, дремавшие до этого творческие разногласия начинают разгораться. Краветц настаивал на том, чтобы <углубить и расширить> золотую жилу второго альбома, несмотря на то (опыт показал), что данный продукт не имеет большого успеха на международном рынке. Остальные музыканты ударились в амбицию. В конце концов творческий союз дал трещину и в начале весны 1972 года их музыкальные интересы разошлись, как в море корабли. Но, как оказалось, совсем ненадолго.
Жан-Жак Краветц, унеся идею с собой, довольно быстро, с маленькой помощью своих друзей, материализовал ее в виде одноименного сольного альбома (1972), а Инга Румпф не отказала ему в просьбе и исполнила вокальную партию на одном из пяти треков. FRUMPY, между тем, тоже засели в студии, благо материал для очередного альбома был частично уже готов и достаточно отшлифован на концертах. Помочь с клавишами попросили известного в прогрессивных кругах музыканта Вольфа-Рудигера Улига (WOLF-RUDIGER UHLIG) - бывшего лидера MURPHY BLEND и HANUMAN. Хотя ближе к завершению звукозаписывающих сессий Жан-Жак Краветц вернулся, посыпал свою лохматую голову пеплом и даже успел сыграть в паре песен.
В мае 1972 года выходит третий альбом , снова под ярлыком легендарной VERTIGO, с какой-то невнятной обложкой, но зато с плакатом внутри. Музыка вновь была иной: мощный, напористый высококачественный хард-роковый мэйнстрим с массой различных гитар и, как всегда, неподражаемым вокалом; да и техническое мастерство исполнителей явно выросло. Широкий репертуарный диапазон шести песен, включая и душещипательные блюз-роковые баллады (SINGING SONG - с очень личной лирикой, и RELEASE - о вечной теме одиночества в густонаселенных странах), и красивый соул с великолепными гитарными запилами (KEEP ON GOING), и рояльно-шустрый рок-н-ролл (GOING TO THE COUNTRY), и композицию с сильным ближневосточным влиянием (I'M AFRAID, BIG MOON). Лишь одноименный трек (BY THE WAY с лирикой, по-моему, навеянной сюжетами из популярного тогда фильма <Возвращение в будущее>) слегка напоминал непростые музыкальные конструкции предыдущего альбома.
Итак: очередной альбом выпущен, они снова вместе, популярность и все сопутствующие ей атрибуты имеются. Казалось бы, стриги купоны и вся недолга. Но, видимо, нет для музыкантов (а может быть не только для них?) большего счастья, чем всемирная слава и гонятся они (и некоторые даже догоняют) за этой зыбкой субстанцией всю творческую жизнь. FRUMPY, конечно, не были исключением и некоторых ее членов не покидала мечта о несостоявшемся международном успехе. Лидерство в группе стало постепенно переходить к Инге Румпф. Межличностные трения усиливались, и летом 1972 года FRUMPY официально заявляют о разводе. Распад происходит шумно, с помпой. Была дана <прощальная гастроль> и объявлен <последний концерт>, правда все это уже с другим гитаристом, так как Райнер Бауманн решил собрать свою команду не дожидаясь официальных похорон. Его заменил малоизвестный Томас Кречмер (THOMAS KRETSCHMER). Музыкальная пресса Германии в трауре и публикует следующий некролог: <После трех альбомов, двух синглов и бесчисленного количества концертов на родине и за ее пределами, любимое музыкальное чадо страны окончило свое существование в возрасте трех лет в августе 1972 года>.
В качестве эпитафии поклонники получают в январе 1973 года двойной концертный альбом со свидетельством <живых> выступлений FRUMPY в период с декабря 1971 по апрель 1972 гг. На альбоме семь треков, записанных на площадках Гамбурга, Белефельде и Бюнде. Здесь можно услышать всю звуковую гамму их сценических возможностей. Хотя костяк двух пластинок составляют композиции из второго и третьего альбомов, продолжительные импровизации и различные аранжировки делают студийные и концертные версии порой трудносопоставимыми. И если качество звукозаписи оставляет желать лучшего, то это с лихвой компенсируется невероятной музыкальной удалью, феноменальным хрипловатым и неистовым женским вокалом и наличием двух блюзовых треков, не издававшихся ранее на студийных альбомах. Первый - BACKWATER BLUES, классическая блюзовая композиция из репертуара королевы блюза Бэсси Смит (BESSIE SMITH), на которой Румпф демонстрирует свою способность исполнять черный блюз в аутентичной манере. Второй - оригинальный тяжелый одиннадцатиминутный блюзово-прогрессивный номер TO MY MOTHER. В музыкальном наследии FRUMPY имеется еще пара концертных треков, записанных в марте 1970 года (еще до выхода первого альбома) на фестивале в Гамбурге и включенных в концертный сборник , выходивший под ярлыком MCA.
Осенью 1972 года тропинки участников группы FRUMPY расходятся. Идейный вдохновитель FRUMPY барабанщик Карстен Бонн в дуэте с другим барабанщиком Вольфгангом Линднером (WOLFGANG LINDNER) (экс-TOMORROW'S GIFT) под именем LINDNER & BOHN записал экстравагантный альбом, а чуть позже, уже вместе с Томасом Кречмером, образовал команду DENNIS, которой, впрочем, хватило лишь на один альбом. Трое оставшихся - Румпф, Краветц и Шотт плюс двое бывших членов джаз-роковой группы EMERGENCY практически сразу же затевают <супергруппу> с броским названием ATLANTIS и предпринимают еще одну отчаянную попытку прорваться на международный музыкальный рынок. Но это уже другая музыка и совсем другая история. Также хочется отметить, что все четыре альбома FRUMPY в первой половине 90-х годов были переизданы на CD германской фирмой REPERTOIRE RECORDS, а на и было даже по два бонус-трека.
P.S. По некоторым данным германских источников в 1989 году Румпф, Краветц и Бонн вновь собирают группу, поднимают над ней изрядно запылившийся флаг с забытым именем FRUMPY и даже записывают альбомы NOW! (1990) и NEWS (1991). Я их не слышал, да и, откровенно говоря, не горю особым желанием, ибо полностью согласен с древним утверждением о том, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды.