Romanesca - Heinrich Ignaz Franz von Biber - Violin Sonatas
 (1994)
Baroque, Classical Music

In Collection
#214

7*
CD  126:50
28 tracks
Heinrich Biber- Violin Sonatas (disk 1)  (65:39)
   01   Sonata 1 : I (Praeludium)/Presto             04:18
   02   Sonata 1 : II Variatio/Finale             07:08
   03   Sonata 2 : (Praeludium)/Aria e Variatio/Finale             09:02
   04   Sonata 3 : I (Praeludium)/Aria e Variatio             07:44
   05   Sonata 3 : II Variatio             05:13
   06   Sonata 4 : I (Sonata)/Gigue             04:05
   07   Sonata 4 : II Adagio / Aria e Variatio/Finale             08:25
   08   Passacaglia for solo lute             06:42
   09   Sonata Representativa : I Allegro             01:54
   10   Sonata Representativa : II Nachtigal (Nightingale)             02:13
   11   Sonata Representativa : III CuCu (Cuckoo)             00:39
   12   Sonata Representativa : IV Fresch (Frog)             01:22
   13   Sonata Representativa : V Die Henn & Der Hann (Cock & Hen)             00:38
   14   Sonata Representativa : VI Die Wachtel (Quail)             00:59
   15   Sonata Representativa : VII Die Katz (Cat)             00:59
   16   Sonata Representativa : VIII Musqetit Mars (Musketeer's March)             01:09
   17   Sonata Representativa : IX Allemande             03:09
Heinrich Biber- Violin Sonatas (disk 2)  (61:11)
   01   Sonata V - (Praeludium)             02:46
   02   Sonata V - Variatio/Presto             05:18
   03   Sonata V - Aria e Variatio             03:30
   04   Sonata VI - (Sonata)/Passacagli             06:07
   05   Sonata VI - (Sonata)/Gavotte/(Finale)             08:26
   06   Sonata VII - (Sonata)/Aria             04:53
   07   Sonata VII - Adagio/Ciacona             06:06
   08   Sonata VIII - a Violino Solo; (Sonata)/Aria/Sarabanda             06:23
   09   Sonata VIII - Allegro/(Gigue)             02:50
   10   Sonata La Pastorella             04:46
   11   Passacaglia for solo violin             10:06
Personal Details
Details
Country United Kingdom
Packaging Jewel Case
Spars DDD
Sound Stereo
Musicians
Violin Andrew Manze
Lute & Theorbo Nigel North
Harpsichord & Organ John Toll
Notes
Heinrich Ignaz Franz von Biber (1644-1704) Violin Sonatas
Played by Romanesca:
Andew Manze (baroque violin)
Nigel North (lute, theorbo)
John Toll (harpsichord, organ)

Harmonia Mundi HMU 907134.35 (2 disks total)

Biber Heinrich Ignaz Franz von (1644–1704)
Violin Sonatas
Romanesca: Andrew Manze (baroque violin), Nigel North (lute and theorba), John Toll (harsichord and organ)
Harmonia Mundi France (Bargain) 907134.35 (2 CD 65:46 + 61:15)
Rec. 1993–1994 ©2002
Генрих Игнац Франц фон Бибер. Скрипичные сонаты. Ансамбль „Романеска“: Эндрю Манзи (барочная скрипка), Найджел Норт (лютня и теорба), Джон Толл (клавесин и орган)
Переслушивая этот переизданный двухдисковый альбом, не устаю удивляться: как же могло случиться, что такая замечательная музыка чуть ли не на три века оказалась забытой! Допустим, программно-изобразительные композиции богемского композитора Бибера (подобно записанной на этом альбоме „Sonata Representativa“ с „изображением“ всякой „живности“— соловья, кукушки, кошки и т. п.) можно и не принимать всерьез. Да и не только одному ему — и другим композиторам XVII века вполне удавались подобные развлекательные пьесы. Но как же можно было проходить мимо просто великолепной, если не сказать гениальной, биберовской Пассакалии для скрипки соло — одного из самых замечательных, с моей точки зрения, произведений в скрипичной литературе! Думаю, все дело в том, что эта музыка была написана не просто композитором, а, в первую очередь, скрипачом. Причем написана именно для самого себя, с расчетом на собственный высочайший уровень музыканта-виртуоза (а именно самым виртуозным скрипачом XVII столетия Бибера считали некоторые из его современников), с тонким знанием и пониманием всех особенностей звучания инструмента и специфических возможностей скрипичной техники. Эта музыка так и продолжала бы оставаться „не открытой“, если бы за ее исполнение не взялись скрипачи так называемого аутентичного направления. Как раз здесь в особенности и понадобились те качества, что отличают таких музыкантов от представителей „традиционной“ для последних двух столетий скрипичной школы: виртуозность, теснейшим образом связанная с глубоким проникновением в своеобразные язык и стиль эпохи, в которую данная музыка была написана. Как и другие лучшие представители новой генерации скрипачей, взявшиеся за исполнение музыки Бибера (здесь я обязательно хотел бы назвать имя Джона Холлоуэя (Holloway), сделавшего просто великолепную запись так называемых „Розенкранц-сонат“ Бибера), известный английский музыкант Эндрю Манзи старательно ищет и находит в этой музыке неповторимую прелесть, присущую именно и только музыке этой своеобразной эпохи. При этом он ищет и находит эту прелесть не столько в содержании, сколько, скорее, в форме и во всем ей присущем, если так можно выразиться. Он подходит к музыке Бибера совсем по-иному, нежели, скажем, к Баху, не пытается найти в ней какого-то глубокого смысла — и совершенно верно поступает, поскольку эти композиторы писали совсем разную музыку, и красота музыки Бибера совсем иная, нежели музыки Баха. Чтобы добиться искомого результата, обязательно надо обладать и виртуозной техникой. А то, что он блестящий виртуоз, Э. Манзи доказал уже давно. Так что полная запись восьми скрипичных сонат, изданных в 1681 году в Зальцбурге — городе, в котором Бибер проработал много лет и который теперь накрепко связан с именем Моцарта, прекрасно удалась скрипачу и двум его коллегам, отвечающим за партию бассо континуо (Найджел Норт и Джон Толл). Их маленький ансамбль звучит просто замечательно! Кстати, есть здесь и одно произведение для лютни соло — Пассакалия (переработка первой части VI скрипичной сонаты неизвестного автора), которую прекрасно сыграл Н. Норт. Конечно, и забавную „Sonata Representativa“ музыканты сыграли мастерски — очень тонко, „не пережимая“: в их исполнении эта композиция искрится чистым юмором. И все же жемчужиной в программе этого двухдискового альбома является десятиминутная Пассакалия для скрипки соло, о которой я уже упоминал. Не знаю, чем больше здесь можно восхищаться: потрясающим вдохновением, с которым играет скрипач, или его изумительной скрипичной техникой. До выхода данного альбома лучшей интерпретацией этой Пассакалии я считал запись Д. Холлоуэя. Однако теперь, продолжая очень высоко оценивать интерпретацию этого музыканта, я скорее склонен отдать предпочтение более тонкой версии Э. Манзи. В целом альбом с музыкой Бибера я рассматриваю как одно из самых высоких достижений скрипача и ансамбля. Очень рекомендую его.

Евгений Добрушкин



Sonata violino solo representativa (Representatio Avium), for violin & continuo in A major, C. 146 (B. IV 184)
Composer Heinrich Ignaz Franz von Biber
Genre Violin with Keyboard
Composition Date 1669

Description
Sometime in the middle of the 1660s, Heinrich Biber entered the service of Count Karl von Liechtenstein-Kastelkorn, who established his residence in the city of Kromeriz in Moravia and maintained an orchestra for performances in his castle. Between the beginning of his tenure at Kromeriz and his departure for Salzburg in 1670 against the Count's wishes, Biber composed a great number of instrumental works, the manuscripts of which are still housed at the Kromeriz Castle. Count Karl had a predilection for programmatic music and this was surely the impetus behind's Biber's composition of the Sonata representativa, for violin and continuo in A major, of 1669 (according to Jiri Sehnal).
Biber's Sonata representativa is not programmatic in the nineteenth-century sense, rather, the sonata "represents" the sounds of several animals. Biber took these imitative passages directly from the Musurgia Universalis, written by the musicologist Athanasius Kircher. Kircher was the first to develop a "Doctrine of Affections," which directly related psychological states to various musical devices and expressions. In Musurgia Universalis, Kircher attempted to transcribe in musical notation the sounds of animals. Biber's sonata is for solo violin with continuo, often realized with a theorbo, harpsichord, or organ, or a combination of these. Each movement runs into the next without pause.

Biber opens his Sonata representativa with a not-so-programmatic Allegro that is in AB form with a slow introduction. A dotted figure in the opening melody becomes increasingly prominent at the climax of the movement. The "Nachtigal" movement begins with an extended, cadenza-like segment for violin alone in which the instrument imitates a nightingale through falling thirds and trills. In "CuCu" we hear the familiar sound of the cuckoo played beneath a rapid tremolo on the violin. This high-energy movement lasts only about half a minute before moving into the next section, "Fresch" (Frog), in which Biber conveys the croaking of a frog by writing harmonic seconds and out-of-tune glissandos mixed with some tuneless scraping of the strings. A lyric slow passage closes the movement. "Die Henn und der Hann" (The Cock and Hen) is a very fast, brief movement also featuring glissandos and clashing semitones. "Die Wachtel" (Quail) provides contrast with its slow tempo and pp dynamic as it presents a reiterated dotted figure. "Die Katz" (Cat) has a rising tune, the last note of which slides downward, evoking a cat's "meow." The eighth movement, "Musquiter Mars" (Musketeer's March) also appears in Biber's later Battalia (1673), although somewhat altered and with the title, "Der Mars." Its drone accompaniment and percussive interjections, supporting rapid violin figurations, set it apart from the rest of the sonata. Biber closes the sonata with a slow Allemande, in ternary form, and devoid of imitative noises. -- John Palmer